Методическая копилка


ПРОЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ"                       

Технологическая карта занятия с детьми 6-7 лет по экспериментированию 

Загребельная М.С

 Тема    

 

"Волшебный магнетизм"

Предварительная работа

Знакомство со словами: магнит, металл. Беседы о металлах и минералах, чтение энциклопедий, придумывание загадок о магнитах

Оборудование

Магниты (обычные, с разной формой)

- Металлические предметы (гвозди, монеты, зажимы для бумаги, ложки и т. д.)

- Несколько неметаллических предметов (пластиковые игрушки, кусочки дерева, резинки)

- Чистые листы бумаги и цветные карандаши

- Лабораторные стаканы для демонстрации

Цель

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

-Познакомить детей с понятием магнетизма и его явлениями.

- Развивать навыки наблюдения, экспериментирования и аналитического мышления.

- Формировать интерес к изучению физических явлений в природе.

 

Этапы деятельности, занятия

Задачи

Содержание деятельности

результат

Организационно-мотивационный. Проблемная ситуация, мотивация

Заинтересовать, настроить на познавательную деятельность и развитие познавательной активности. Создать благоприятную психологической атмосферу в детском коллективе, эмоциональная поддержка ребенка.

- Приветствие детей.

- Введение в тему: «Сегодня мы будем исследовать волшебный мир магнетизма. Что вы знаете о магнитах?»

 

Психологическая готовность детей к деятельности.

Основной: актуализация, восприятие и усвоение нового, расширение имеющихся знаний.  практическая работа: развивающая познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая.

 

Создать условия для желания детей получать информацию.

Развивать мышление, стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Развитие любознательности.

Формировать навыки сотрудничества.

Беседа о магнетизме

- Обсуждение: «Что такое магниты? Где мы можем их встретить?»

- Показать картинки полярности магнитов (южный и северный полюс) и объяснить, что разные полюса притягиваются, а одинаковые - отталкиваются.

1 эксперимент: "Что магниты могут притягивать?"

- Дети получают магнит и набор предметов (как металлические, так и неметаллические).

- Задание: обнаружить и классифицировать, какие предметы притягиваются магнитом, а какие нет.

- Обсуждение результатов: «Что общего у предметов, которые притягиваются?»

2 эксперимент: "Создание магнитного поля"

- Дети кладут металлические предметы на лист бумаги и накрывают его. Затем они проводят магнитом под бумагой.

- Наблюдение: как предметы начинают двигаться, обозначая направление магнитного поля.

- Обсуждение: «Что вы заметили? Как идет влияние магнитного поля на предметы?»

3 эксперимент: "Магнитный танец"

- Дети помещают маленькие металлические предметы или стальные шарики в миску с водой и используют магнит, чтобы создать "танец" по поверхности воды.

- Обсуждение: «Как магнит может управлять предметами через воду?»

 Творческое задание: "Рисуем мир магнетизма"

- Дети рисуют, что они узнали о магнетизме: магниты, притягиваемые предметы, магнитное поле, свои фантазии на тему магнетизма.

- Обсуждение: «Что вы рисовали и почему? Как магнетизм проявляется в вашем рисунке?»

развивает у детей любопытство и интерес к научному познанию, овладение способами получения информации.

Овладение определенным объёмом практических навыков. Экспериментальные исследования направлены на развитие наблюдательности, аналитического мышления и понимания физических явлений, таких как магнетизм, что важно для формирования базовых научных знаний. Способны самостоятельно действовать, решать задачи адекватные возрасту.

Завершающий, рефлексивный. Оценка результатов, подведение итогов.

Обобщение полученного детьми опыта; формирование элементарных навыков самооценки.

"Обсуждение и выводы"

- Обсуждение: «Что нового мы узнали о магнетизме? Как он воздействует на объекты вокруг нас?»

- Рефлексия: как мы можем применять знания о магнетизме в повседневной жизни?

8. Подведение итогов (5 минут)

- Похвала детей за активное участие.

- Завершение занятия, выставка рисунков и повторение ключевых моментов урока.

 

 

 

Технологическая карта занятия с детьми 6-7 лет по экспериментированию

Загребельная М.С.

Тема

"Вода, снег и лед"

Предварительная работа

Наблюдение за явлениями неживой природы – мороз, метель, снегопад, замерзание воды.

Оборудование

- Прозрачные стаканы или ёмкости

- Вода (чистая, ледяная)

- Ледяные кубики (приготовленные заранее)

- Песок или мука для создания "снега"

- Пипетки

- Набор для наблюдений (лупы, термометр)

- Бумага, цветные карандаши или фломастеры для рисования

 

Тип занятия

Обобщение и систематизация знаний

Цель занятия

Создание условий для познавательного интереса через знакомство детей с физическими свойствами снега и льда.

- Познакомить детей с различными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное).

- Развивать навыки экспериментирования и наблюдения.

- Формировать интерес к природным явлениям и изменение состояния вещества.

 

Этапы деятельности, занятия

Задачи

Содержание деятельности

результат

Организационно-мотивационный. Проблемная ситуация, мотивация

Заинтересовать, настроить на познавательную деятельность. Создать атмосферу психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребенка

- Приветствие детей.

- Введение в тему: «Сегодня мы будем исследовать воду, снег и лед! Как вы думаете, что это такое?»

 

Проявляют интерес к исследовательской деятельности.

Называют свойства воды в разных состояниях.

Основной: актуализация, восприятие и усвоение нового, практическая работа: развивающая познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая.

 

Развивать поисково-исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, логическое мышление у детей.

Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.

Учить детей решать познавательные задачи, делать выводы.

Активизировать словарь детей.

Формировать навыки сотрудничества.

Разговор о состоянии воды

- Обсуждение: «В каких состояниях может находиться вода? Как она меняется?»

- Показ картинок или предметов (вода, лед, снег) и обсуждение их особенностей.

1 эксперимент: "Состояния воды и термометр"

- Дети исследуют ледяные кубики, трогают, описывают ощущения.

- Измерение температуры воды и льда с помощью термометра.

- Обсуждение: «Каковы температура воды и льда? Как они изменяются при нагревании или охлаждении?»

2 эксперимент: "Смешиваем снег и воду"

- Использование песка или муки в качестве "снега". Дети добавляют воду в "снег" и наблюдают за изменениями.

- Обсуждение: «Что происходит, если мы добавляем воду? Как меняется форма и структура?»

3 эксперимент: "Как лед превращается в воду?"

- Дети наблюдают, как лед тает под воздействием тепла (можно использовать теплую воду).

- Обсуждение: «Почему лед тает? Что мы можем сделать, чтобы лед не таял?»

 Творческое задание: "Рисуем природу в разных состояниях воды"

- Дети рисуют сцену, где вода, снег и лед играют свою роль (например, река, зимний пейзаж с снегом, ледяное озеро).

- Обсуждение рисунков: «Что вы изобразили на своих рисунках? Как вы думаете, какие состояния воды вы хотите видеть в природе?»

 

понимают различные состояния воды и природные процессы, которые происходят с ней. развивают навыки наблюдения и исследовательский интерес, а также формируется экологическая грамотность и забота о природе. Умеют делать выводы и заключения, называть сходства и различение снега и льда.

Завершающий, рефлексивный. Оценка результатов, подведение итогов.

Обобщение полученного детьми опыта; формирование элементарных навыков самооценки.

"Обсуждение и выводы"

- Обсуждение: «Что нового мы узнали о воде, снеге и льде? Почему важно изучать эти явления?»

- Рефлексия о значении воды для жизни и природы.

Похвала детей за активность и участие.

- Завершение занятия, выставка рисунков.

 

Умеют делать самостоятельно умозаключения.

Технологическая карта занятия с детьми 5-6 лет по экспериментированию

Загребельная М.С.

Тема

"Мы – исследователи"

Предварительная работа

ü  Игры с песком, камешками

ü  Беседа о правилах поведения при проведении опытов

ü  Работа с детской энциклопедией

оборудование

ü  Стаканы или прозрачные контейнеры

ü  Вода

ü  Различные предметы (пластиковые игрушки, камешки, листики, монетки)

ü  Лупы

ü  Бумага и цветные карандаши

ü  Миска с песком

ü  Набор для экспериментов (например, сода, лимонная кислота (сок лимона), пищевой краситель)

 

Тип занятия

Открытие  новых знаний

Цели занятия:

 

ü  Развивать исследовательские навыки у детей.

ü  Формировать умение задавать вопросы и находить на них ответы через экспериментирование.

ü  Познакомить детей с простыми научными понятиями (вода, воздух, давление).

ü  Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, интерес к окружающему миру

Этапы деятельности педагога

задачи

Содержание деятельности

результат

Организационный момент, мотивация к деятельности

Создать позитивную психологическую атмосферу;

Приветствие детей.

- Введение в тему занятия: «Сегодня мы с вами станем исследователями!»

 

Концентрация внимания, интерес к происходящему.

Подготовительный этап

настроить на познавательную деятельность.

Объяснение, что такое исследование и какие вопросы могут возникнуть.

- Разделение детей на группы, предоставление каждому наборов для исследования.

 

Новые знания о технике безопасности

Основной,

Постановка проблемы: развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

 

Развивать у детей познавательную активность, через знакомство с техникой проведения опытов с различными предметами (пластиковые игрушки, камешки, листики, монетки)

Определять свойства предметов, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Развивать любознательность, мышление и речь детей.

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

 

 

1)"Что плавает, а что тонет?"

- Дети по очереди кидают предметы в воду и наблюдают, что происходит.

- Задание: определить, какие предметы плавают, а какие тонут.

- Обсуждение результатов: почему так происходит?

2)  "Смешиваем жидкости"

- Дети по очереди добавляют лимонную кислоту, лимонный сок в сосуд с содой и наблюдают за реакцией (пена).

- Задание: описать, что происходит.

- Обсуждение: Как можно объяснить эту реакцию? (Кислота и основа).

3)"Цветная вода"

- Дети добавляют в воду пищевой краситель и наблюдают за изменениями.

- Задание: нарисовать, что они видели.

 

Новые знания о свойствах предметов, изучение мира. Способность самостоятельно делать выводы и фиксировать в рисунке; учиться работать в команде и выражать свои мысли. Обогащать словарь: плавающий, реакция.

 

Итог.

Контроль и оценка результатов деятельности.

Рефлексия.

Формировать понимание значения деятельности для получения нового знания.

Обсуждение того, что нового узнали дети, какие вопросы были заданы.

- Важность вопросов в исследовании: «Что бы вы еще хотели узнать?»

Как интересно быть исследователем?

- Похвала детей за активность и участие.

 

Формирование навыков самооценки осознание себя как участника познавательного, любознательного развития; творческого подхода детей

 

Рекомендации:

- Использовать доступные и безопасные материалы.

- Поддерживать активный и интересный диалог с детьми на протяжении всего занятия.

- Придумать дополнительные эксперименты на основе реакции детей и их интересов.

Технологическая карта индивидуально-подгруппового занятия в группе компенсирующей направленности.

Ф.И.О. учителя-логопеда

Велисевич Лариса Николаевна                                                                      Дата: 03.04. 24

Тема: Звук [щ´] и буквы Щ,щ.

 

Тип: изучение нового материала.

КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА: коммуникативная деятельность.

Возрастная группа: подготовительная.

Культурно-смысловой контекст: знакомство с новым звуком, буквами

Цель:

Формирование представлений о звуке[щ´] и буквах Щ, щ.

Задачи:

 

- совершенствовать навыки произношения звука [щ´] изолированно, в слогах, словах и предложениях;

- уточнить знания артикуляции и характеристики звука[щ´];

- формировать представление о графическом обозначении звука [щ´];

- совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза, умения определять место звука в слове;

- развивать фонематические процессы;

- развивать графические навыки;

-воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Планируемые результаты

 

В результате дети смогут:

-знать артикуляционный уклад звука [щ´];

-произносить звук [щ´] в словах;

- определять место звука в слове с помощью схем;

- печатать буквы Щ,щ;

-контролировать речь во время организованной деятельности.

Предпосылки УУД

Развивать умение высказывать свое предположение;

Формировать умения выполнять действия по заданному образцу, умение оценивать собственную деятельность, свои достижения;

Развивать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой, навыки сотрудничества и самостоятельности

Оборудование

Ноутбук, интерактивная доска, тетради в крупную клетку.

Используемый метод

Метод проекта.

Этапы (последовательность) деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению результатов

I. Организационный этап

Мотивационный этап.

- Послушайте:

Живет в пещере чудовище,

Хранит в лапищах сокровище.

У чудовища- длинный хвостище,

Крепки у него лапищи,

Кривы на лапищах когтищи,

Остры у него зубищи,

Черны у него глазищи,

Блестящи усищи.

Воспринимают информацию, выражают собственные мысли, чувства;

 

 

 

 

Проблемно-ориентировочный

 

- Как вы думайте, кто это?

- Какой звук слышится чаще всего?

-Вспомните слова со звуком [щ´].

- Сегодня мы познакомимся со звуком [щ´] и узнаем, про кого это стихотворение.

Дети осознают зависимость конечного результата речевой деятельности от собственных усилий.

 

II. Основной этап

1.      Артикуляционная гимнастика, знакомство с артикуляцией звука [щ´]

 

 

 

2.      Акустико-артикуляционный образ звука «[щ´]

 

 

3.      Развитие фонематического слуха.

 

 

4.      Динамическая пауза.

 

5.      Звуковой анализ слова

ЩЕНОК

 

 

6.      Знакомство с буквой Щ.

 

7.      Письмо букв Щ, щ, слогов: ща,щу,щи в тетради.

 

8.      Чтение слогов, слов.

 

 

 

 

 

Стимулирует взаимодействие детей в достижении результата; стимулирует детей к осуществлению самоконтроля и взаимоконтроля за произношением звука.

- Когда мы проговариваем звук [щ´], что у нас происходит с языком, губами, зубами?

 

- Дайте характеристику звуку [щ´]. Какой он?

 

 

 

Игра «Хлопай не зевай». Логопед произносит слоги, слова, а дети хлопают, когда услышат звука [щ´]

Игра «Пещера». с. 185

Игра «Посчитай от 5 до1».

 

Стр.185

 

Составление схемы слова в тетради.

 

 

 

Просмотр мультфильма «Уроки тётушки совы. Буква Щ»

 

 

Дети печатают буквы в тетради самостоятельно.

 

- Прочитайте, что написано у меня на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняю комплекс артикуляционных упражнений с.185. Дают характеристику артикуляционного уклада звука.

 

 

 

Произнесение звука хором, затем индивидуально. Наблюдение за артикуляций в зеркало.

 

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль за звукопроизношением при проговаривании звука.

 

Двигательная активность детей, согласованность слов текста с движениями.

 

Звуковой анализ делается совместно с логопедом.

 

 

Просмотр мультфильма сопровождается комментированием логопеда.

 

Самостоятельная работа.

 

Дети читают по цепочке слоги и слова на экране.

III. Заключительный этап

Оценочный

Помочь  детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.

Педагог предлагает детям назвать результаты  деятельности и способы их достижения

-С каким звуком мы познакомились на занятии? Что мы еще делали?

 

Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, чем остались довольны на занятии, что понравилось, заинтересовало, что было трудным.

Рефлексивный

 

 

 

- Вспомните загадку. Пришло время узнать, кто же живет в пещере.

Да ты не бойся, малышка!

Чудовище это – мышка,

Пещера – мышкина норка,

А сокровище – хлебная корка.

 

Высказывает собственное мнение, анализируют свою деятельность.

Отчет познавательно-исследовательская деятельность

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к  исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. задача взрослого – активно помогать исследовательской, поисковой активности детей. Исследовательская деятельность, по мнению А. И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения». Исследования, предложенные А. И. Савенковым, проводятся с детьми старшего дошкольного и подготовительного к школе  возраста через получение информации из различных источников. Можно предложить детям, например, «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент», «найти информацию в Интернете», «связаться со специалистом», дети обучаются умениям и навыкам проведения учебных исследований. Ученый считает, что стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития

Ребенок – дошкольник как никто другой настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию может порождать исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы общее развитие изначально происходило в процессе элементарной исследовательской деятельности.

Поисковая деятельность – это совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе познавательной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, то есть в процессе познания окружающего мира. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций, возникающих в деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, в процессе познания мира. Эта деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей в процессе разрешения познавательных задач. В результате происходит не только открытие детьми новых знаний об окружающем мире, но и способов познания. Исследовательская практика ребенка – дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира.

Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей группе создана мини-лабораторию «Мы - исследователи», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена, инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д.).

С детьми проводились беседы на тему: «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

Проводились  и опыты-эксперименты по темам:

«Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

«Хитрые семена» - знакомились со способами проращивания семян.

«Ходит капелька по кругу» - пполучили элементарные знания о круговороте воды в природе.

«Узнай все о себе, воздушный шарик» - знакомились с качествами и свойствами резины; учились устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.

«В мире стекла» - выявили свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

«В мире пластмассы» - знакомились со свойствами и качествами предметов из пластмассы; выявили свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

«Дерево умеет плавать» - расширили представление о дереве, его качествах и свойствах; учились устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

«Чудо апельсин» - знакомились со  свойствами цитрусов и путем изучения, сравнения, проведения экспериментов.

«Волшебная вода» - расширили знания о свойствах воды

(жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар- это вода).

«Ткань и ее свойства» - познакомились с видами ткани (ситец, лен - впитывающие влагу, кожа, болонья- не впитывают влагу).

«Воздух невидимка» - получили представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный.

Дети: проявляют познавательную активность; проявляют интерес к явлениям неживой природы, к чудесам, скрывающимся в самых обычных явлениях (песке, камне, глине; воде, снеге, льде, воздухе;свете…;)выделяют их качества и свойства; сравнивают, классифицируют, отражают результаты в речи, задают вопросы; принимают активное участие в экспериментировании с различными предметами; воспринимают цель, все действия последовательно, оценивают результат.

В ходе игр по экспериментированию было отмечено, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям; проводят такие же или более сложные эксперименты дома; учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Познавательно - исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Поэтому полученные знания дети применяют во время игровых действий.

Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить лабораторию группы  «Юный исследователь».

Необходимо поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

 


 


 


 


 

 

 Картотека бесед с дошкольниками по правилам пожарной безопасности

Беседа на тему:«Осторожно электроприборы!»

Цель: Закрепить представление об электроприборах, и правила поведения во время возгорания.

Мне сегодня сказали что электроприборы, которые находятся у нас дома, могут быть опасными. Давайте с этим разберёмся!

Вспомните и назовите, какие электрические приборы есть у вас дома! (Дети перечисляют)

Вот как много электроприборов мы перечислили! Но это ещё не все приборы, которыми оснащены наши квартиры. Мы забыли сказать об электрических лампах в светильниках: люстрах, торшерах, настольных лампах и ночниках.

Электрический ток бежит по проводам и заставляет работать все эти приборы. Электрический ток – наш помощник! Ведь если его не будет, мы не сможем ни посмотреть телевизор, ни высушить волосы феном, ни послушать музыку. Но электрический ток может быть опасным и даже вызвать пожар.

А кто знает, что такое пожар?

А что может стать причиной пожара?

Да, ребята, ещё причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость, например оставленный включенный утюг, электрочайник, телевизор.

А что будет, если не выключить утюг или телевизор?

Правильно, поэтому, выходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы, погасить всюду свет.

Ребята, а кто знает, что надо делать, если загорелся телевизор?

Ребята, ни в коем случае не заливайте включённый телевизор водой, может ударить током! Ведь вода проводит электричество! Сначала выньте вилку из розетки, а затем набросьте на телевизор толстую негорючую ткань и вызывайте поскорее пожарных, позвонив по телефону 01. Чётко и точно назовите свой адрес: улицу, номер дома и квартиры.

Никогда не трогайте провода и сами электроприборы мокрыми руками и не подключайте к одной розетке сразу несколько приборов. А если вы почувствовали запах горелой резины, увидели задымившийся проводок или заметили, что розетка или вилка при работе нагревается, немедленно скажите об этом взрослым. Всё это может привести к пожару! Ой, спасибо, ребята, мы с вами хорошо разобрались. Мне пора. До скорой встречи!


Беседа на тему:«Кухня не место для игр!»

Цель: Познакомить детей с опасными предметами, находящимися на кухне.

Ребята, говорят, что на кухне нельзя играть.

Правда это или нет? А почему?

Правильно, кухня – это место, где мама или бабушка готовят пищу. На кухне есть электрическая или газовая плита. На ней варят каши и супы, жарят мясо и пирожки, готовят рагу из овощей. На плите стоят кастрюли с горячими супами, бульонами, кипят чайники, на раскалённой сковороде жарят котлеты.

Вы можете нечаянно прикоснуться к горячим предметам и обжечься. Ещё хуже, если вы прольёте на себя горячий суп или чай. Пробегая возле окна, вы можете случайно задеть занавеску, а если та коснётся горящего газа, то вспыхнет, и на кухне может возникнуть пожар! Ребята, назовите опасные горячие предметы, которые есть на кухне. Вот молодцы, много предметов знаете!

А ещё   на   кухне   много   предметов,   служащих   источником   огня.

Расскажите о них.

Верно! Чтобы зажечь конфорку газовой плиты, чиркают спичками, зажигалкой. Кстати, продукты сгорания бытового газа очень вредны! Лучше их не вдыхать, а готовить пищу нужно, держа форточку открытой.

Какие горячие предметы есть на кухне? Правильно! Чайники, кастрюли, сковороды. Если на сильно разогретую сковороду налить масло, то оно может вспыхнуть.

На кухне, ребята, вас подстерегают немало опасностей. Поэтому лучше играть с любимыми игрушками в детской комнате, а в подвижные игры с друзьями на свежем воздухе, детской площадке.

Мы с вами сегодня так интересно поговорили. Пойду другим ребятам расскажу, почему нельзя играть на кухне! До скорой встречи!


Беседа на тему:«Пожар в квартире»

Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности и как вести себя во время пожара.

Скажите, почему может возникнуть в квартире пожар?

Правильно, забыли выключить электроприборы, неисправная электропроводка, не затушенная сигарета, детские шалости со спичками, зажигалкой.

Ребята, что надо делать, если возник пожар?

Если дома есть взрослые, надо скорее бежать к ним за помощью! А если дома никого нет?

Правильно, надо вызывать бригаду пожарных. Для этого надо набрать по телефону 01. Запомните этот номер. Говорить по телефону нужно чётко, ясно указать свой адрес: улицу, номер дома и квартиры, этаж. А вы знаете свой адрес?

Самое главное, не паникуйте, не бегайте зря по квартире и не пытайтесь сами потушить огонь. Вызвав пожарных, плотно захлопните дверь в квартиру и бегите на улицу. Постарайтесь сообщить о пожаре соседям.

Надо запомнить правила поведения при пожаре:

1.             Никогда не распахивайте настежь окна и двери в квартиру, где возник пожар, этим вы увеличите тягу, и огонь станет сильнее.

2.             Не тушите водой включённые в сеть электроприборы, вас может ударить током! Вилки электроприборов нужно сначала вынуть из сети.

3.             Во время пожаров очень опасен не только огонь, но и дым. В современных квартирах большая часть мебели изготовлена из химических веществ, которые при горении выделяют ядовитые газы. Достаточно два-три раза вдохнуть такой ядовитый дым, и можно потерять сознание. Поэтому сразу обмотайте лицо мокрым полотенцем или платком и передвигайтесь по квартире пригнувшись, поскольку внизу ядовитого газа меньше. Но главное побыстрее покиньте горящую квартиру!

Ребята, вы запомнили все эти правила?

Тогда молодцы! Пойду скорее другим ребятам расскажу! До скорой встречи!


Беседа на тему: «Детские шалости с огнём»

Цель: Обучить детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём, об опасных последствиях пожаров в доме.

Ребята, а задумывались ли вы над тем, что детские шалости со спичками и зажигалками могут привести к большому пожару?

Пожар всегда возникает неожиданно. Вот, казалось бы, только что всё было нормально, и вдруг возникает пламя, появляется удушливый дым.

Однажды я наблюдал такую картину. Впереди меня по дорожке шли два мальчика. В руках одного из них был коробок со спичками. Мальчик поджигал спички и бросал их на землю. Хорошо, что налетающий ветерок гасил пламя. Но вот на пути ребят оказалась куча сухой опавшей листвы. Мальчики присели на корточки и стали поджигать сухие листья. Пришлось мне вмешаться: отобрать у ребят коробок и объяснить им, что листва может загореться, от неё трава, потом засохшие ветки и разгорится большое пламя. А если горящая спичка упадёт на кучу промасленных тряпок, то беды не миновать!

Взрослые должны помнить, что спички и зажигалки нужно хранить в местах, недоступных детям! Это не игрушки, это опасные предметы. Дорогие ребята! Никогда не играйте с ними, не поджигайте старые газеты, листы бумаги. Помните пословицу: «В одном коробке сто пожаров!»

Кстати, а почему так говорится? Верно! Потому что в одном коробке лежит много спичек, и каждая может стать причиной пожара.

Вот послушайте, что мне один мальчик рассказал:

Я спичек коробок нашёл И высыпал его на стол,

Хотел устроить фейерверк – Всё полыхнуло, свет померк! Не помню больше ничего!

Лишь пламя жжёт меня всего… Я слышу крики, шум воды… Как много от огня беды!

Меня спасти едва успели, А вот квартиру не сумели. Теперь в больнице я лежу, И боль едва переношу.

Хочу напомнить всем, друзья: Играть со спичками нельзя!!!

Вот до чего доводят спички! Вы запомнили ребята? Ну, мне пора. Пойду другим ребятам расскажу. До скорой встречи!


Беседа на тему:«Пожарный герой, он с огнём вступает в бой»

Цель: Познакомить детей с работой пожарников.

Я тут услышала стихотворение, послушайте:

С дымом мешается облако пыли.

Мчатся пожарные автомобили,

Щёлкают звонко, тревожно свистят,

Медные каски рядами блестят.

Миг и рассыпались медные каски.

Лестницы выросли быстро, как в сказке.

Люди в брезенте – один за другим –

Лезут по лестницам в пламя и дым…

Про что и про кого это стихотворение? Верно! Про пожарников и пожарные машины.

В чём состоит работа пожарных? Да, тушат пожар. Но пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обследуют каждое здание, без их разрешения не строят дома, заводы. На пожарную безопасность проверяют магазины, школы, детские сады. А ещё пожарные постоянно тренируются, занимаются в спортивных залах, чтобы во время пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку.

А как одеты пожарные? Правильно, пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах – прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный должен идти в огонь! А вот если увидели огонь или почувствовали дым, что надо сделать? Правильно! Набрать по телефону номер 01 и вызвать бригаду пожарных. А на чём передвигаются пожарные по городу? Да, на специально оснащённых пожарных машинах. А как выглядит пожарная машина? Да, она ярко-красного цвета с лестницей со шлагами. (Показывает картинку) Вот посмотрите, какая она.

А чем пожарные тушат бушующее пламя? Верно! Заливают водой из специальных шлангов. Их называют «рукавами». Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Кроме того, пожар тушат специальной пеной, содержащийся в огнетушителях.

Вот молодцы ребята! Много знаете про пожарников. Пойду-ка я расскажу всё это своему другу. До скорой встречи!


Беседа на тему:«Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт»

Цель: Познакомить детей с легковоспламеняющимися игрушками, которыми нельзя украшать ёлку.

А давайте выясним, какие бывают ёлки? Да, натуральные и искусственные. Настоящую живую ёлку специально выращивают для нас в питомнике. Пушистая лесная гостья приносит в дом запах зимнего леса, смолы, хвои. Её обычно ставят в ведро с песком и хорошенько укрепляют. Ёлку нельзя ставить около батарей. Как вы думаете почему? Правильно! От батарей идёт тепло, и ёлка быстро засохнет, пожелтеет, потеряет свои зелёные иголочки. Обычно ёлку устанавливают посреди комнаты, чтобы вокруг неё можно было водить хороводы. Искусственную ёлку делают из пластмассы. Она не высыхает, не желтеет, не роняет на пол иголки. Впервые дни, пока натуральная ёлка ещё сохраняет влажность, она горит плохо. Но когда высохнет, может стать причиной пожара. Искусственная ёлка, если загорится, выделяет ядовитый дым, которым можно отравиться.

Дорогие ребята! Давайте поговорим о том, как правильно украшать ёлку и как вести себя возле наряженной ёлки, чтобы не случилось пожара. Прежде чем её устанавливать, с пола нужно убрать ковёр. Ведь если искра попадёт на ковёр, он может загореться.

Ребята, а можно ёлку ставить возле дверей? Почему? Правильно, двери должны быть свободны, чтобы в случае возгорания через них можно было легко пройти другое помещение.

Прежде чем украсить ёлку электрическими гирляндами, что надо сделать? Правильно, проверить: не разбиты ли лампочки, цела ли проводка, исправна ли вилка.

Как вы думаете, можно ли украшать ёлку разноцветными восковыми свечками? Конечно, нет! На ёлке не должно быть открытого огня. Это опасно и может привести к беде. Лучше не украшать ёлку игрушками из ваты, ведь вата легко воспламеняющийся материал. Во время праздника можно возле ёлки зажигать бенгальские огни, петарды, устраивать фейерверки? Почему? Где это лучше делать? Правильно, на улице подальше от жилых помещений! Бывают случаи, что горящий кусок хлопушки или петарды залетает на балкон. Если там хранятся старые вещи, они могут загореться и стать причиной пожара.

Запомните, что детям нельзя оставаться одним в зале или комнате, где стоит новогодняя ёлка! Какой у нас интересный разговор получился. Мне пора, ребята! До скорой встречи! Пойду ёлку наряжать!


Беседа на тему:«Друг или враг»

Цель: Продолжать учить детей правилам поведения при возникновении пожара, показать детям позитивные и негативные стороны огня. Учить детей быть внимательными и осторожными при обращении с огнём.

Беседа о возникновении пожара

Воспитатель: Ребята сегодня я хочу с вами поговорить про огонь. Скажите мне огонь наш друг, или враг?

Дети: Огонь может быть и другом и врагом!

Воспитатель: Да ребята огонь- это и наш друг, и наш враг. Скажите, как огонь помогает человеку?

Дети: На огне можно приготовить пищу, согреться.

Воспитатель: Правильно дети, огонь очень помогает человеку, но если с ним неправильно обращаться он может и навредить. И превратиться из хорошего друга в злого врага который уничтожает всё на своём пути ! Ребята скажите, как неправильно обращаться с огнём?

Дети: Нельзя играть со спичками, нужно тушить после себя костёр. Воспитатель: Правильно, а ещё детям нельзя включать электроприборы ( утюг, фен и т.д. ).

Правила поведения при пожаре

Воспитатель: Ребята если вы остались одни дома и вдруг случился пожар нужно выбежать из дома и позвать на помощь соседей. Ни в коем случае нельзя прятаться от огня. Обратно домой заходить нельзя, потому что огонь очень быстро распространяется, а ещё при пожаре возникает очень ядовитый дым, от которого человек может задохнуться.

Воспитатель: Ребята скажите, что нужно сделать, если возник пожар? Дети: Нужно звать на помощь, выбежать из дома.

Воспитатель: А чего нельзя делать, если возник пожар?

Дети: Нельзя прятаться от огня, пытаться самому затушить огонь. Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно рассказали, как нужно и как нельзя себя вести при возникновении пожара.

         Беседа на тему«Если дома начался пожар?»

Цель: учить детей правилам поведения при пожаре.

В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА, ЕСЛИ ВЗРОСЛЫХ НЕТ ДОМА, ДЕТИ ДОЛЖНЫ ДЕЙСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

1.        Если огонь небольшой можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылить кастрюлю воды.

2.        Если огонь сразу не погас, немедленно убегайте из дома в безопасное место. И только после этого позвоните в пожарную охрану или попросите об этом соседей.

3.        Если не можете убежать из горящей квартиры, сразу же позвоните, сообщите пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зовите из окна на помощь соседей или прохожих.

4.        При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на корточки или подвигайтесь к выходу ползком: внизу дыма меньше.

5.        Нельзя прятаться в ванну, под шкаф, нужно выбежать из квартиры

6.        Ожидая приезда пожарных, не теряйте головы и не выпрыгивайте из окна.

7.        Когда приедут пожарные, во всём их слушайтесь и не бойтесь. Они лучше знают, как вас спасти.


         Беседа с детьми:«Правила пожарной безопасности дома и на улице».

Цель: Формирование знаний у детей о пожарной безопасности, о работе пожарных по охране жизни людей, о технике, помогающей людям тушить пожар, воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного.

Воспитатель:

-Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость! Послушайте загадку:

Кто стоит и строг, и важен,

В ярко-красный фрак наряжен,

Как на службе, часовой

Охраняет наш покой?

Ну а если вдруг случится –

 Что-то, где-то задымится,

Или вдруг огонь-злодей,

Разгорится у дверей.

Он всегда помочь успеет,

И злодея одолеет.

И ребенок, и родитель,

Знают, – он – ……(огнетушитель). Воспитатель:

-Правильно ребята, это друг и помощник пожарных – огнетушитель. А зовут его просто и весело – Огнетоша. (выставляется изображение огнетушителя с улыбкой). Он пришел к нам, чтобы рассказать о правилах пожарной безопасности в лесу и дома, а так же поиграть с нами.

-Для начала мы с вами расскажем Огнетоше, какие правила безопасности мы знаем, которые нужно соблюдать:

1.   Когда вы находитесь на отдыхе в лесу. Ответы детей:

-   Нельзя без взрослых разжигать костры!

-   Нельзя разбрасывать мусор!

-   Нельзя ломать ветки деревьев!

-   Нельзя обижать животных и птиц! И т.д.

2.   Когда вы находитесь дома. Ответы детей:

-   Нельзя трогать спички!

-   Нельзя зажигать газ без взрослых!

-   Нельзя включать много электроприборов! И т.д.

Огнетоша:

-Молодцы ребята, много правил знаете. Если не соблюдать эти правила, то это может привести к пожарам. Пожары очень опасны, при пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Запомните ребята самое главное правило пожарной безопасности это не баловаться со спичками. Это одна из причин пожаров.

сейчас я вам загадаю загадки, ответы вы должны найти на этих картинках (выкладываются картинки с изображениями).

1.   В деревянном домике, Поживают гномики. Уж, такие добряки-

Раздают всем огоньки. (спички).

2.   Он друг ребят,

Но когда с ним шалят! 

Он становится врагом,

И сжигает всё кругом! (огонь). 

5.Если вдруг пожар случится, Кто быстрее всех примчится?

На машине ярко – красной,Чтоб залить огонь опасный? (пожарные).

3.   Туристы в лагерь свой придут,

Его под вечер разведут.

Он будет долго полыхать,

Своим теплом их согревать! (костёр).

4.Полыхает дом! Кошмар!

Укротит она пожар. В места огнеопасные,

Чтоб залить огонь опасный? (пожарные). Огнетоша:

-   Какие молодцы, быстро справились и с этим заданием! А такие стихотворения знаете о пожарной безопасности:

1.Днем ли ночью, утром рано, Если что то загорится!

То пожарная охрана,

На подмогу быстро мчится!

2.Если вдруг увидишь дым, Что - то загорается.

Позвони по «01», Сразу всё уладится!

Огнетоша:

-А сейчас предлагаю поиграть с мячом. Давайте встанем в круг и будем передавать друг другу мяч и называть слова, которые относятся к пожарной тематике.

Ответы детей: огонь, костёр, дым, спички, искра, пожарные и т.д. Огнетоша:

-Ребята, мне у вас очень понравилось, я узнал, что даже такие маленькие дети, так много знают о пожарной безопасности. Я очень рад за вас! Но мне надо спешить в другой детский сад, чтобы научить других ребят этим правилам. Приглашаю вас на экскурсию в нашу пожарную часть, приходите! До встречи! Ваш друг Огнетоша!

Воспитатель:

-Ребята, давайте попрощаемся с Огнтошей и пообещаем соблюдать все правила пожарной безопасности. Были очень рады встрече с ним и будем ещё раз ждать тебя в гости. Предлагаю вам нарисовать главную помощницу пожарных пожарную машину. (дети рисуют машину).



Отчет о работе по проекту «Байкал жемчужина Сибири»

в подготовительной группе № 3 «Весёлые ребята» за 2022 - 2023 уч.год.

Воспитатели: Вахменцева А.В.

Загребельная М.С.

В этом году мы продолжили работать в группе по проекту «Байкал жемчужина Сибири».  В самостоятельной свободной деятельности ребята собирают пазлы с видами Байкала, рассматривают открытки и книги, играют в игры бродилки, которые мы сделали в прошлом году. Каждый месяц в группе проходят занятия посвященные этому замечательному чуду света, мы учим стихи, читаем сказки и легенды, связанные с озером.

В сентябре прошло занятие, посвященное дню рождения Байкала. Мы с ребятами совершили виртуальную экскурсию на озеро Байкал, прочитали легенды о происхождении уникальнейшего озера, выучили стихотворение Фаст Юлии «Чудо-Байкал», и выполнили коллективную открытку.

Этим летом Варя с семьёй ездила в Иркутский нерпинарий, а Алёна с семьёй, отдыхала на Байкале и посетила много интересных, замечательных мест. На этом занятии девочки вспомнили свои путешествия и поделились с ребятами впечатлениями. Мы посмотрели красивейшие фотографии и видеоролики, которые привезли девочки, выучили стихотворение «Тюлень» Татьяны Керстен, и ребятам захотелось нарисовать озеро, в лучах пурпурного заката.

В октябре месяце  мы с ребятами приняли участие в региональном  этапе Всероссийского (международного) фестиваля  «Праздник эколят - молодых защитников природы». Для этого нам нужно было создать мультфильм на тему, связанную с экологией. Мы придумали продолжение первого мульфильма про нашего старого знакомого Белька, и создали второй мультфильм.  В номинации «Лучший экологический мультфильм» наша группа получила диплом призера занявшего 3 место,  а в Всероссийском (международном) фестивале  «Праздник эколят - молодых защитников природы» ребята получили диплом лауреата. Мультфильм также размещен на блоге нашей группы.

Знакомя ребят с Байкалом, с окружающими его лесами и животным миром, в этом месяце мы говорили о Баргузинском заповеднике. Вспомнили, что такое заповедник и зачем он нужен. Именно Баргузинский заповедник положил начало формированию уникальной заповедной системы. Мы посмотрели видеоролики о животных, живущих в заповеднике, послушали звуки леса, а затем решили изготовить макет Баргузинского заповедника зимой. Ребята красили деревья, лепили животных и птиц, «расселяли» их в нашем «заповеднике».

Байкальская нерпа - это самое знаменитое байкальское животное. Этот вид тюленя, является символом Байкала. По многим признакам эндемик Байкала схож с кольчатой нерпой, которая обитает в морях на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Кроме того, учёные отмечают ряд сходств и с каспийским тюленем. В этом нет ничего удивительного – за счёт близкого родства они весьма похожи. На очередном занятии ребята вновь и вновь рассматривали фотографии этого любопытного и осторожного зверька. Учили стихотворение М. Е.Трофимова «Нерпёнок», читали «Сказку о нерпах» Скрягиной Л., а затем нарисовали её.

В этом месяце в группе прошло занятие, посвященное «Подводному миру Байкала». Мы с ребятами просмотрели видеоролик «Обитатели озера»,  и решили нарисовать рисунки, но необычным способом, а с помощью мыльных пузырей. Мы развели гуашевую воду, добавив в неё жидкое мыло, и ребята, с помощью трубочек, выдували пену. С помощью этой пены дети рисовали и воду, и песок на дне озера, а затем тонкими кисточками нарисовали рыб. Такой способ рисования, это не только увлекательно, но и полезно: у детей развивается воображение, тренируется дыхание, пробуждается стремление творить и проявлять инициативу. Лучшую работу, мы отправили на региональный конкурс детского рисунка «Подводный мир байкала». Фильм созданный по рисункам ребят разместили на блоге нашей группы.

С конца февраля до начала апреля у нерп появляются детёныши. В первый период, пока кормятся молоком матери, они в воду не ныряют, а предпочитают отлеживаться в снежном логове. Вес новорожденного до 4 кг. Шубка у них пушистая и белая, что позволяет им в первые недели жизни, оставаться почти незаметными на снегу, лишь носики и глаза тёмные. С переходом на самостоятельное питание рыбой,  нерпята линяют, мех изменяет цвет на серебристо – серый, а затем и на буро-коричневый – как у взрослых особей. Из-за красивейшего пушистого меха, многие охотники (браконьеры), идут на уничтожение этих зверьков в огромном количестве, поэтому, с целью привлечения внимания общества к этой проблеме, 15 марта во многих странах мира, отмечается «День защиты белька». Российская общественность и многочисленные экологические организации проводят в этот день разные мероприятия в защиту этих животных. Мы с ребятами не остались в стороне и, посмотрев познавательное видео, про эндемика Байкала, сделали выставку рисунков в приемной нашей группы.

Байкал красив в любое время года. Зима на Байкале — это удивительная пора. Много туристов едет на Байкал, чтобы увидеть ледяные пейзажи непередаваемой красоты. Лед Байкала настолько прочен, что по нему спокойно ездят внедорожники. Посмотреть на зимний Байкал отправился с семьёй воспитанник нашей группы Паша. Приехав с путешествия, он рассказал ребятам , что лед невероятной красоты. Мы с ребятами с интересом рассматривали фотографии Паши на прозрачном льду с бирюзовым оттенком. И ребята нарисовали зимний Байкал.

Вот и заканчивается учебный год. Мы много рассматривали фотографий, читали рассказов, сказок и легенд, рисовали, вырезали и лепили животных и птиц озера Байкал. Завершить год мы решили выполнить открытку с помощью пластилина.